История

От рождения и до последней минуты жизнь человека связана с деятельностью органов записи актов гражданского состояния. Вот почему сотрудников ЗАГС можно смело назвать летописцами судеб многих поколений граждан нашей страны.

История современной системы ЗАГС ведет свой отсчет с 18 декабря 1917 года, когда был принят декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР
«О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».
На следующий день – 19 декабря – появился еще один декрет
«О расторжении брака». Эти и другие важные документы кардинально изменили сложившиеся в России традиции фиксации и контроля рождения, бракосочетания и смерти. На всех этапах развития советского государства осуществление органами ЗАГС регистрации актов гражданского состояния являлось эффективным средством государственного регулирования жизнедеятельности основополагающей ячейки общества – семьи, выступало важным инструментом обеспечения личных и имущественных прав граждан.

Вплоть до Октябрьской революции функции регистрации актов гражданского состояния в нашей стране выполняла Русская православная церковь, которая с этой целью вела масштабное делопроизводство. Оно осуществлялось духовными притчами храмов, канцеляриями консисторий и духовных правлений.

В 1721 году по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов и всё православное население Российской империи приписано к церковным приходам по месту проживания. Начиная с 1722 года, рождение, бракосочетание и смерть стали учитываться в метрических книгах. Для лиц неправославного вероисповедания запись рождения была введена позднее (для лютеран – в 1764, для католиков – в 1826, магометан – в 1828, евреев – в 1835, старообрядцев – в 1874).

Законность брака, фактов рождения и смерти определяла запись в церковных метрических книгах, которые были созданы в соответствии с Указом Синода от 20 февраля 1724 года. Каждая книга состояла из трёх частей, содержащих сведения:

– о рождении:  дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения;

– о браке:  имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей;

– о смерти:  имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

С этого времени в Российской империи началось активное формирование и распространение метрических книг. Указ Синода от 23 ноября 1779 года «О исправном содержании метрических книг во всех приходских церквях» оставил норму ведения книг в двух экземплярах и обязательное их наличие как в приходах, так и консисториях, где они служили для потребностей государства и более надежно охранялись от утрат. Одним из традиционных средств защиты метрик от подделки в России был специальный бланк с церковно-славянским ординарно-церковным шрифтом и водяными знаками. Типографские бланки на бумаге с пробелами были введены Указом Синода в 1806 году.

Короткие выписки из этих документов направлялись в полицейскую часть по месту жительства жениха. Сегодня метрические книги религиозных учреждений порой являются единственным документальным источником при изучении истории своего рода, составлении поколенной росписи или генеалогического древа.

Декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния, а также «О расторжении брака» по сути упразднили старый порядок регулирования брачно-семейных отношений. Церковь была отстранена от регистрации актов гражданского состояния. Отныне в Российской республике официально признавались только светские браки. Религиозный свадебный обряд при этом не отменялся, но считался отныне «частным делом брачующихся». За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении.

Следует отметить, что условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет – для мужчин и взаимного согласия будущих супругов. Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого не расторгнутого брака. Еще одним важным положением, содержащимся в этом декрете, было уравнение в правах «законных» и, так называемых, «незаконнорожденных» детей. На основании декрета «О расторжении брака» бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннему заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов [Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. – 29 декабря 1917 г. – № 11. – Ст. 160. – С. 161-163].

4 января 1918 года Наркомом юстиции и Наркомом местного самоуправления была издана «Инструкция об организации отделов записей браков и рождений», призванная претворить в жизнь положения декрета от 18 декабря 1917 года. Данная инструкция утвердила немедленное создание отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и районных управах и определила их цели, задачи, функции и состав.

Если первые декреты затрагивали лишь некоторые аспекты семейных отношений, то «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», принятый на сессии ВЦИК РСФСР
16 сентября 1918 года, стал первым отдельным кодифицированным правовым актом, регулирующим семейные отношения. С принятием данного документа семейное право было выделено в отдельную самостоятельную отрасль, и регулирование семейных отношений стало производиться отдельно от гражданских.

В соответствии с Кодексом регистрация актов гражданского состояния была полностью передана гражданской власти. Согласно ст. 246 структура органов ЗАГС состояла из окружных и местных отделов при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство регистрацией актов гражданского состояния осуществлял Центральный отдел ЗАГС  НКВД РСФСР.

Кодекс устанавливал, что только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГС, порождает права и обязанности супругов. Документ определил ряд оснований, необходимых для признания брака недействительным: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста, отсутствие согласия на брак одного из супругов, брак между лицами, одно из которых состоит в другом, не расторгнутом браке, наличие запрещенных степеней родства, брак с недееспособными. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась. Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГС. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

В 1918−1919 годах были приняты меры к изъятию из церквей метрических книг и размещению их в архивах при отделах ЗАГС. К концу 1920-х годов все метрические книги были полностью переданы на хранение органам ЗАГС. 

В Казанской губернии, как и в целом по РСФСР, процесс становления системы органов ЗАГС был весьма непростым. В 1918 году делопроизводство по актам гражданского состояния было сосредоточено в «Брачном отделе» Казанского Совета городского хозяйства, которое было открыто 1 марта 1918 года и размещалось в доме бывшей Городской управы на ул. Чернышевского. Затем вопросы регистрации перешли отделу юстиции и продолжены 4-й нотариальной камерой г. Казани. С января 1919 года регистрация актов гражданского состояния была передана в Отдел управления Казанского губернского и городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в составе которого создан Окружной отдел ЗАГС. В его ведение поступили книги по гражданской метрикации, которые велись Брачным отделом и 4-й нотариальной камерой с 1918 года, а также архив бывшей Казанской духовной консистории. Указанный отдел размещался на ул. Б. Красной, д. 36. Его первым заведующим был назначен тов. Рознер [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.10, л.14].

С января 1919 года стали функционировать и 5 местных отделов ЗАГС г. Казани.  В связи с тем, что территория Поволжья в 1918 году была охвачена гражданской войной,  создание в уездах Казанской губернии отделов ЗАГС  также пришлось, в основном, на 1919 год. Как происходил этот процесс, например, в Чистопольском уезде, можно узнать из отчета заведующего отдела ЗАГС от 22 октября 1919 года: «При организации отдела актов гражданского состояния 12 ноября 1918 года были изъяты все метрические архивы... и объявлено населению, что впредь только гражданские акты будут признаваться действительными, что церковные обряды являются частным делом граждан... Вообще, организация гражданской регистрации прошла спокойно, за исключением старообрядцев, волнения коих не выходили из пределов частных собраний общин, и мусульманского населения, где проведение реформ осложнялось тем, что мусульманское население склонно было истолковывать проведение гражданской регистрации в смысле принудительного обращения мусульман к обрядам православия. В устранение этого недоразумения мусульманским комиссариатом была организована пропаганда на татарском языке... Во время колчаковского нашествия эвакуация учреждений внесла полный сумбур в дело гражданской регистрации в волостях, местами с эвакуационным транспортом пропали все регистрационные книги, почему в уезде пришлось почти все снова восстанавливать, при отсутствии при том бумаги и прочих канцелярских принадлежностей» [НА РТ, ф. Р-191, оп.1, д.8, л.272].

Сложившаяся ситуация вызвала предложение заведующего Окружным отделом ЗАГС признать записи метрических книг, произведенных церквями и мечетями до середины 1919 года, имеющими юридическое значение. При этом руководитель отдела ссылался на то, что Кодекс законов об актах гражданского состояния был опубликован только в октябре 1918 года, аппарат Окружного отдела учрежден в начале 1919 года, а местные отделы в уездах – в середине 1919 года. Причем, вследствие военных действий весною 1919 года многие местные отделы начали работу лишь во второй половине 1919 года [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.14, л.359].

Отделы вели акты записей рождений, смертей, книги записей браков, разводов, а также книги записи лиц, изменивших фамилии и прозвища. Демографическую ситуацию в республике в этот период позволяют представить следующие сводные данные Окружного отдела ЗАГС
в г. Казани: в 1920 году в столице было зарегистрировано 3658 рождений (из них 1877 мальчиков, 1781 девочек), смертность при этом составила 6115  случаев [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.15, л.85]. В двадцатые годы подавляющее число вступало в брак первый раз в жизни, а вторичные и последующие браки были весьма редки. Количество разводов хотя и заметно увеличилось по сравнению с дореволюционным периодом, но все равно оставалось незначительным. Например, в 1920 году в г. Казани было зарегистрировано 2554 браков, разводов же всего 27. Аналогичная тенденция наблюдалась и в районах Татарской республики. Например, по Арскому кантону в 1920 году было зарегистрировано 9328 рождений (4847 мальчиков и 4481 девочка), число умерших составило 13620. Было заключено 3269 браков, разводов зарегистрировано 642  [НА РТ, ф.Р-191, оп.1,д.23, л.102].

Переписка заведующих местными отделами гражданской регистрации с Окружным отделом ЗАГС этого периода содержит неоднократные просьбы о снабжении их книгами, печатями, штемпелями, канцелярскими принадлежностями. Перечень канцелярских товаров включал в себя карандаши и ручки для перьев, черные и красные чернила, нитки и иголки для подшивки бумаг, стеариновые свечи и спички, ленты для пишущих машинок, копировальную и писчую бумагу. Свечи и керосин были особенно актуальны в связи с тем, что в помещениях местных отделов электрическое освещение отсутствовало, а сотрудники часто оставались на работе до позднего вечера. Недостаток книг и бумаги приводил к тому, что иногда посетителям приходилось отказывать в регистрации некоторых актов (кроме рождений, браков и смертей), а в некоторых волостных ЗАГСах Мамадышского уезда часть работы выполнять на ... березовой коре! [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.9, л.58; д.14, л.3, 274].

В зимнее время переписка зачастую содержала настойчивые просьбы о снабжении отделов дровами, т.к. в учреждениях того времени было печное отопление. «Вновь прошу поспешить присылкою дров для отопления занимаемого отделом помещения, – обращался в январе 1919 года заведующий одного из местных отделов г. Казани, – так как в виду наступления сильных морозов совершенно невозможно заниматься» [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.9, л.12].

Несмотря на трудности, сотрудники отделов прилагали все усилия, чтобы работа по метрикации населения проходила в четком соответствии с законами и нормативными актами молодого советского государства. Осознание и понимание всей важности и нужности  их деятельности звучит в словах заведующего  Казанским окружным отделом ЗАГС, высказанных  в далеком 1920 году:  «... если принять во внимание, что каждый акт гражданского состояния есть основание для возникновения, прекращения или изменения прав и обязанностей каждого гражданина как по отношению к государству, так и к отдельным личностям, то становится бесспорным, что и необходимость отмечать естественные события в жизни каждого гражданина должна считаться государственным делом первой важности» [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.14, л.259].

В связи с образованием Татарской республики в июне 1920 года был подготовлен новый проект штатов Окружного и местных отделов ЗАГС. По сравнению с 1919 годом, когда штат Окружного отдела гражданской регистрации составлял 5 человек, предполагалось увеличить его до 10 человек. Штаты местных отделов должны были вырасти с 4 до 7 человек  [НА РТ, ф.Р-116, оп.1, д.264, л.3; ф.Р-191, оп.1, д.14, л.283].

Обследование Окружного отдела ЗАГС, проведенное Рабоче-Крестьянской инспекцией в августе 1920 года, показало, что учреждение состоит из общего отдела, находящегося по ул. Б. Проломная, д. 54, и архивного отдела, размещающегося в крепости (Кремле), в здании бывшей Казанской Духовной Консистории. Несмотря на то, что штат отдела увеличился до 15 человек, в действительности работу вели 8 служащих. В местных отделах ЗАГС кадровый вопрос стоял не менее остро: при штате в 42 человека в них служило всего 28 [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.1, д.14, л.355].

На основании циркуляра Центрозагса от 14 июля 1920 года, был организован городской отдел ЗАГС, ведующий работой 7 подотделов местных ЗАГСов г. Казани [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д. 38, л.70]. Согласно распоряжению Наркомата внутренних дел ТАССР от 27 июня 1921 года, Казанский ГорЗАГС и подведомственные ему местные отделы г. Казани были переданы в ведение Казанского городского отдела управления [НА РТ, ф. Р-191, оп.1, д. 21, л.58].

Тяжелый для Поволжья 1921 год стал  одним из самых трудных и для работников органов ЗАГС. Заведующий отделом ТатЗАГСа неоднократно ходатайствовал перед Наркоматом внутренних дел республики о выдаче продовольственного пайков сотрудникам отделов ЗАГС, которые вследствие плохого питания могли уйти на больничный, что в условиях недоукомплектованности штатов было чревато серьезными последствиями. Но проблема состояла не только в этом. Работа в ЗАГСах нередко была сопряжена с риском для здоровья, когда приходилось по экстренным вызовам выезжать на квартиры больных или умерших в результате заразных заболеваний граждан для немедленной фиксации совершаемых актов [НА РТ, ф.Р-191, оп.1, д.38, л.78].

В 1921 году достиг самой острой фазы и так называемый «книжный» или «бумажный» кризис. Он привел к тому, что во многих волостях регистрация актов велась только в одном экземпляре либо вовсе была приостановлена. ТатЗАГС неоднократно командировал своих представителей в Москву, но лишь в сентябре 1921 года их поездка увенчалась успехом, и в г. Казань поступило более 1,5 тысяч книг, которые были незамедлительно распределены по кантонам республики [НА РТ, ф. Р-191, оп.1, д.38, л. 290, 353, 540].

В архивных документах запечатлена и печальная статистика голодного 1921 года. Так, по данным ТатЗАГСа, за период с 1 августа 1921 г. по
1 января 1922 г. на улицах г. Казани было подобрано 689 беспризорных и голодающих детей, а также 47 умерших от голода людей. По республике цифры составили 1338 детей и 875 человек соответственно [НА РТ, ф. Р-191, оп.1, д.44, л.6, 69].

В связи с образованием СССР 30 декабря 1922 года была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса.  Соответствующий Кодекс о браке, семье и опеке (КоБСО) был принят 19 ноября 1926 года. 

Наиболее существенным нововведением этого документа было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет.

Расторжение брака в суде было отменено. Любой брак расторгался в органах ЗАГС, причем без вызова второго супруга, которому только сообщалось о факте развода. Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданном после рождения ребенка. При этом никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

Еще одним нововведением КоБСО стал переход от принципа раздельности к принципу общности в супружеском имуществе. Начиная с 1926 г. на всей территории СССР устанавливается правило, согласно которому все имущество, нажитое в браке, является общей собственностью супругов. Размер доли каждого из супругов в таком имуществе определялся при ее разделе судом.

В развитии норм Кодекса о браке, семье и опеке в 1933 году была принята  Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния, которая подробно регламентировала вопросы регистрации актов гражданского состояния. 

В условиях административно-командной системы, сложившейся в стране в начале 1930-х годов, внимание к деятельности органов ЗАГС усиливается. Ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, в июле 1934 года было окончательно включено в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Все сотрудники отделов ЗАГС получили милицейские чины, а начальники отделов стали офицерами НКВД. С 27 августа 1937 года общее руководство работой органов ЗАГС стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР. Работой органов, регистрирующих акты гражданского состояния в союзных и автономных республиках, краях и областях, руководили соответственно отделы актов гражданского состояния НКВД союзных и автономных республик, краевых и областных управлений НКВД. В августе 1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния. 

Отделы ЗАГС работали в тесном контакте с органами здравоохранения, внутренних дел и военными комиссариатами. В конце 1930-х годов стала налаживаться работа по охране материнства и детства, был усилен контроль за деятельностью медицинских организаций. Так, например, в 1936 году был принят закон «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах». 

Принимались дополнительные меры по укреплению семьи. Чтобы уменьшилось число легкомысленных разводов, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года процедуру развода усложнили: требовалась обязательная явка обоих супругов в ЗАГС, в паспорте делалась отметка о разводе, увеличивалась пошлина за его оформление.

В годы Великой Отечественной войны органы ЗАГС несмотря на все сложности в полном объеме выполняли возложенные на них функции. Граждане продолжали вступать в брак, разводиться, регистрировать рождение детей. Частыми были случаи усыновления, в связи с чем 8 сентября 1943 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении. Согласно Указу усыновленные дети приравнивались к родным.

Очевидно, что сложившаяся в результате войны демографическая ситуация потребовала усиления внимания со стороны государства к проблемам семьи, укреплению семейных отношений. На это был направлен и Указ Президиума Верховного Совета ССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня», учреждение ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». В соответствии с Указом была вновь установлена обязательная регистрация брака. Все супружеские пары, состоящие в фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были зарегистрировать брак в органах ЗАГС. Значительные изменения претерпела и процедура развода. Утверждался только судебный порядок расторжения брака, в процессе которого народный суд был обязан приложить усилия к примирению супругов.

После окончания Великой Отечественной войны работа органов ЗАГС продолжала оставаться в поле зрения правительства.  Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 января 1946 «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния» обязывало предоставить до 1 марта 1946 года районным и городским бюро ЗАГС благоустроенные помещения, предусмотрев при этом отведение отдельных комнат для ожидания и зала для регистрации брака и рождения. В срок до 1 апреля 1946 года местные власти должны были привести в порядок все помещения, оборудовать их необходимой мебелью, инвентарём и обеспечить содержание их в образцовом порядке. В том же году НКВД было переименовано в Министерство внутренних дел.

 С 25 октября 1956 года органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД и переданы в ведение местных Советов депутатов трудящихся. А в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 524 от 7 июня 1957 г. «Об организации руководства ЗАГСами» в штатах Совета Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов городов республиканского подчинения появились должности инспекторов по ЗАГС для руководства и контроля за работой данных органов на местах. Методическое руководство деятельностью органов ЗАГС было возложено на Министерство юстиции РСФСР, в составе центрального аппарата которого был создан специальный отдел. 20 января 1958 г. Министерством юстиции РСФСР была утверждена «Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния». В ней содержались требования к регистрации рождения, брака, усыновления, расторжения брака, смерти, изменений фамилий и имен, а также правила заполнения бланков актовых записей. В Инструкции нашли отражение и вопросы отчетности о регистрации актов гражданского состояния, учета бланков свидетельств, требования к хранению актов в архивах ЗАГС. Документ содержал образцы актовых записей,  бланков свидетельств, форм справок, штампов и препроводительных ведомостей.

В связи с передачей функций по регистрации актов гражданского состояния исполкомам местных Советов депутатов трудящихся, архивы ЗАГСов автономных республик, краев и областей были переданы в непосредственное ведение Совета Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов. Это позволило улучшить работу органов ЗАГС. Вместе с тем, как свидетельствует письмо Отдела по ЗАГСам Министерства юстиции РСФСР «Об упорядочении работы архивов ЗАГСа автономных республик, краев и областей РСФСР» от 9 октября 1958 г., в работе архивов ЗАГС были выявлены серьезные недостатки. Было рекомендовано обратить внимание на организацию культурного приема граждан и на создание надлежащих условий в приемных комнатах архивов. Если условия хранения актовых записей не отвечали предъявляемым требованиям, необходимо было поставить вопрос о предоставлении архиву ЗАГСа соответствующего помещения, оборудовании архива стеллажами, шкафами и т.п.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 февраля 1959 года «О структуре и штатах центрального аппарата Министерства юстиции РСФСР» Отдел нотариата и отдел по ЗАГСам были объединены в Отдел нотариата и ЗАГСов.

После принятия Постановления Совмина РСФСР от 18 февраля 1964 года «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов» были намечены серьёзные меры по пересмотру всей сложившейся системы работы органов ЗАГС. Новые помещения для отделов ЗАГС отныне должны были строиться по специальным архитектурно-планировочным проектам с залами, в которых была предусмотрена торжественная регистрация брака. Разрабатывались ритуалы проведения торжественной регистрации рождения, проводившейся во Дворцах культуры, Домах пионеров, клубах, родильных домах, а также обряды гражданской панихиды. Регистрацию смерти проводили непосредственно в помещениях магазинов похоронного обслуживания. Создавались и совершенствовались новые советские обряды торжественного вручения паспортов, проводы молодежи в армию, вечера молодой семьи.

В 1968 году впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт «Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик», а в  1969 году – Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с ним официально признавался лишь брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах ЗАГС. В соответствии с Кодексом регистрация актов гражданского состояния в городах и районах стала производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов, а в поселковых и сельских населенных пунктах – непосредственно исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов. Этим Кодексом органы ЗАГС руководствовались вплоть до 1997 года.

Постановлением Совета Министров ТАССР от 10 января 1969 г. был образован Отдел записей актов гражданского состояния (ЗАГС) Совета Министров ТАССР. Согласно штатному расписанию Отдел включал 10 штатных единиц. На него возлагался широкий круг задач: организация работы органов ЗАГС по торжественной регистрации браков и рождений, проверка работы районных и городских бюро ЗАГС, а также исполкомов сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся по регистрации ими актов гражданского состояния, анализ показателей учета естественного движения населения, обеспечение хранения вторых экземпляров книг актов гражданского состояния и т.д.   

          Общее методическое руководство работой органов ЗАГС в СССР осуществляли в период с 1957 по 1971 год – Юридическая комиссия при Совете Министров РСФСР, а в дальнейшем – Министерство юстиции РСФСР.

После распада СССР в Российской Федерации произошло существенное изменение норм семейного законодательства. В 1994 году Государственной Думой была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, принятие которого состоялось 8 декабря 1995 года.
С 1 марта 1996 года он вступил в силу. Этот кодекс, а также Федеральный закон от 15 ноября 1997 г.  № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и «Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния», утвержденный Министерством юстиции России 29 ноября 2011 года, в настоящее время являются основополагающими в работе органов ЗАГС.

В современных условиях на органы записи актов гражданского состояния возлагаются важнейшие задачи по обеспечению законности, охране и защите прав граждан, а также общественных и государственных интересов. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» управления (агентства, комитеты) ЗАГС созданы во всех субъектах Российской Федерации и являются органами исполнительной власти специальной компетенции, отвечающими за реализацию государственных полномочий Российской Федерации по регистрации актов гражданского состояния. Указанные полномочия могут быть также делегированы органам местного самоуправления путем принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. В этом случае ЗАГС становится структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 30 декабря 2005 г.
N 146-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" полномочия по регистрации актов гражданского состояния переданы всем муниципалитетам, вплоть до сельских поселений. Общее управление деятельностью по регистрации актов гражданского состояния осуществляет Управление ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан, которое было создано 23 декабря 1999 года путем преобразования Отдела записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан.

Сегодня органы записи актов гражданского состояния республики – это современные учреждения, которые динамично развиваются, постоянно совершенствуют формы и методы своей работы, широко реализуют механизмы предоставления услуг через сеть Интернет и активно участвуют в системе межведомственного электронного взаимодействия.

Важное место в их деятельности отводится переводу записей актов гражданского состояния в электронный вид. Приоритетной задачей здесь выступает формирование Единого государственного реестра ЗАГС.  Этот глобальный информационный ресурс станет эталонным источником сведений о каждом гражданине нашей страны. Его актуализация будет осуществляться непрерывно в режиме онлайн. Кроме того, создание объединенной федеральной базы записей актов гражданского состояния позволит уйти от архаичного ведомственного бумажного документооборота, многократно ускорит работу органов ЗАГС.

Технологические процессы, занимающие сейчас от одного до трех месяцев и более, будут осуществляться в течении дня или даже нескольких минут. По сути, для отрасли это будет означать настоящую цифровую революцию, информационный прорыв в XXI век.

Последнее обновление: 19 января 2018, 17:09

Copyright © 2003 — 2018
Кабинет Министров Республики Татарстан
Яндекс цитирования